Внимание! Соединение с приложением прервано. Дождитесь повторного подключения.
Обсуждение документации - Просмотр сообщения № 566753
Тема сообщения
Замечания к проекту конкурсной документации по объявлению № 15750457-1
Тип сообщения
Замечание к КД
Поставщик
Товарищество с ограниченной ответственностью "QAZ ADVISERS"
Представитель поставщика
АЙТМАҒАНБЕТ АЙДАНА ҒАЛЫМЖАНҚЫЗЫ
Дата и время отправки сообщения
2025-11-27 09:51:33
Текст сообщения
Изучив проект конкурсной документации (далее – КД), констатируем наличие грубых нарушений законодательства РК, указывающих на ограничение конкуренции и подготовку технической спецификации под определенного потенциального поставщика («заточка»).
2. Установление незаконных квалификационных требований (Лоббирование интересов).
В Приложении 8 и Технической спецификации установлены требования о наличии у специалистов сертификатов: «Антимонопольный комплаенс»; «Разработка тарифных смет на регулируемых рынках»; «Разработка финансово-экономической модели».
Данные требования являются неправомерными по следующим основаниям:
• Отсутствие стандартов. В РК отсутствуют утвержденные государственные стандарты сертификации физических лиц по данным направлениям. Компетенция экономиста/ юриста подтверждается дипломом о высшем образовании (ст. 11 Закона о ГЗ).
• Надуманность требований. «Антимонопольный комплаенс» — это внутренняя корпоративная процедура субъекта рынка (ст. 169-1 Предпринимательского кодекса), а не квалификация внешнего консультанта.
• Ограничение конкуренции. Требование узкоспециализированных сертификатов, выдаваемых частными учебными центрами, является классическим инструментом отсева неугодных поставщиков и «заточки» конкурса под конкретную компанию, обладающую данными бумагами. Это прямое нарушение пп. 1), 2) п. 3 ст. 11 Закона о ГЗ.
2. Установление незаконных квалификационных требований (Лоббирование интересов).
В Приложении 8 и Технической спецификации установлены требования о наличии у специалистов сертификатов: «Антимонопольный комплаенс»; «Разработка тарифных смет на регулируемых рынках»; «Разработка финансово-экономической модели».
Данные требования являются неправомерными по следующим основаниям:
• Отсутствие стандартов. В РК отсутствуют утвержденные государственные стандарты сертификации физических лиц по данным направлениям. Компетенция экономиста/ юриста подтверждается дипломом о высшем образовании (ст. 11 Закона о ГЗ).
• Надуманность требований. «Антимонопольный комплаенс» — это внутренняя корпоративная процедура субъекта рынка (ст. 169-1 Предпринимательского кодекса), а не квалификация внешнего консультанта.
• Ограничение конкуренции. Требование узкоспециализированных сертификатов, выдаваемых частными учебными центрами, является классическим инструментом отсева неугодных поставщиков и «заточки» конкурса под конкретную компанию, обладающую данными бумагами. Это прямое нарушение пп. 1), 2) п. 3 ст. 11 Закона о ГЗ.
Ответы представителей заказчика и организатора, секретаря
Дата:
2025-11-28 16:06:08
Автор:
МАЛИКОВА МОЛДИР ЖЕНИСОВНА
Решение:
Представить разъяснение положений конкурсной документации
Текст разъяснения
В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 11 Закона РК «О государственных закупках» - В государственных закупках работ, услуг заказчик вправе требовать от потенциального поставщика наличия материальных и трудовых ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по договору, зарегистрированных в соответствующей административно-территориальной единице в границах области, города республиканского значения и столицы по месту выполнения работ, оказания услуг.
1.В связи с тем, что рассматриваемый проект ГЧП относится к сфере естественных монополий, Сертификат «Антимонопольный комплаенс» требуется, поскольку ГЧП в сфере естественной монополии непосредственно связано с тарифным регулированием, недискриминационным доступом, экономической концентрацией и контролем со стороны КРЕМ МНЭ РК. Наличие такого сертификата подтверждает квалификацию консультанта в части антимонопольного анализа, обеспечивает корректность разработки проекта ГЧП, исключает риски несоответствия Закону «О естественных монополиях», проведение антимонопольной экспертизы конкурсной документации ГЧП; не допускать антиконкурентные элементы в структуре платежей, тарифов, инвестиционных механизмов; формировать предложения по предотвращению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Ошибки консультанта в антимонопольной части потенциально могут привести к отмене проекта ГЧП
Риски для заказчика:
блокировка проекта со стороны уполномоченного антимонопольного органа;
отказ в согласовании тарифной или инвестиционной программы;
оспаривание результатов конкурса участниками рынка;
отмена ГЧП по решению суда или регулятора;
длительные задержки проекта из-за наличия нарушений антимонопольного законодательства.
Поэтому заказчику важно снизить риски нарушения законодательства, включив подтверждённую квалификацию в требования к консультанту.
2. Сертификат «Разработка тарифных смет на регулируемых рынках» необходим, поскольку проекты ГЧП в сфере естественных монополий полностью зависят от корректности расчёта тарифов и инвестиционных программ, которые подлежат строгому контролю и согласованию с уполномоченным органом. Наличие сертификата подтверждает квалификацию консультанта в части формирования нормативной тарифной сметы, обоснования затрат, защиты модели ГЧП перед регулятором и предотвращения риска отказа в утверждении тарифов, что является критически важным для успешной реализации проекта. Наличие данного сертификата целесообразно, в виду исключения типичных рисков для ГЧП в СЕМ: включение затрат, которые регулятор не принимает; неверная классификация регулируемых и нерегулируемых расходов; ошибки в расчете амортизации, нормативов ремонта, инвестпрограммы; завышение нормы прибыли, разработка тарифной сметы без учета требований антимонопольного законодательства.
3. Сертификат «Разработка финансово-экономической модели» необходим, поскольку финансово-экономическая модель является обязательным и ключевым элементом любого проекта ГЧП; её корректность определяет финансовую реализуемость проекта, величину бюджетных обязательств и эффективность государственно-частного партнёрства. Наличие сертификата подтверждает квалификацию консультанта в профессиональной разработке ФЭМ, снижает риски ошибок и обеспечивает соответствие модели методикам, требованиям госорганов и кредиторов.
Таким образом, все предъявляемые требования по наличию дополнительных компетенций, непосредственно вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору, по консультативному сопровождению проекта ГЧП относящегося к сфере естественных монополий.
1.В связи с тем, что рассматриваемый проект ГЧП относится к сфере естественных монополий, Сертификат «Антимонопольный комплаенс» требуется, поскольку ГЧП в сфере естественной монополии непосредственно связано с тарифным регулированием, недискриминационным доступом, экономической концентрацией и контролем со стороны КРЕМ МНЭ РК. Наличие такого сертификата подтверждает квалификацию консультанта в части антимонопольного анализа, обеспечивает корректность разработки проекта ГЧП, исключает риски несоответствия Закону «О естественных монополиях», проведение антимонопольной экспертизы конкурсной документации ГЧП; не допускать антиконкурентные элементы в структуре платежей, тарифов, инвестиционных механизмов; формировать предложения по предотвращению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Ошибки консультанта в антимонопольной части потенциально могут привести к отмене проекта ГЧП
Риски для заказчика:
блокировка проекта со стороны уполномоченного антимонопольного органа;
отказ в согласовании тарифной или инвестиционной программы;
оспаривание результатов конкурса участниками рынка;
отмена ГЧП по решению суда или регулятора;
длительные задержки проекта из-за наличия нарушений антимонопольного законодательства.
Поэтому заказчику важно снизить риски нарушения законодательства, включив подтверждённую квалификацию в требования к консультанту.
2. Сертификат «Разработка тарифных смет на регулируемых рынках» необходим, поскольку проекты ГЧП в сфере естественных монополий полностью зависят от корректности расчёта тарифов и инвестиционных программ, которые подлежат строгому контролю и согласованию с уполномоченным органом. Наличие сертификата подтверждает квалификацию консультанта в части формирования нормативной тарифной сметы, обоснования затрат, защиты модели ГЧП перед регулятором и предотвращения риска отказа в утверждении тарифов, что является критически важным для успешной реализации проекта. Наличие данного сертификата целесообразно, в виду исключения типичных рисков для ГЧП в СЕМ: включение затрат, которые регулятор не принимает; неверная классификация регулируемых и нерегулируемых расходов; ошибки в расчете амортизации, нормативов ремонта, инвестпрограммы; завышение нормы прибыли, разработка тарифной сметы без учета требований антимонопольного законодательства.
3. Сертификат «Разработка финансово-экономической модели» необходим, поскольку финансово-экономическая модель является обязательным и ключевым элементом любого проекта ГЧП; её корректность определяет финансовую реализуемость проекта, величину бюджетных обязательств и эффективность государственно-частного партнёрства. Наличие сертификата подтверждает квалификацию консультанта в профессиональной разработке ФЭМ, снижает риски ошибок и обеспечивает соответствие модели методикам, требованиям госорганов и кредиторов.
Таким образом, все предъявляемые требования по наличию дополнительных компетенций, непосредственно вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору, по консультативному сопровождению проекта ГЧП относящегося к сфере естественных монополий.
